• Шестопалов Игорь Вячеславович
  • Тула, ул. Ложевая, 133
  • 8 (4872) 28-52-56
  • 8 (910) 943-18-91
  • igor_advokat@bk.ru

Репутация как механизм регулирования отношений на рынке государственных юридических услуг и другие вопросы об оказании юридической помощи по назначению.


Репутация как механизм регулирования отношений на рынке государственных юридических услуг и другие вопросы об оказании юридической помощи по назначению.

Несколько лет назад в нашем адвокатском объединении возник вопрос о необходимости регулирования порядка предоставления юридической помощи гражданам за государственный счёт.
Для тех кто «не в теме» поясню, ранее существовал порядок, при котором следователь или суд заранее направлял руководителю адвокатского образования требование о выделении адвоката для участия в деле по назначению, т.е. когда государство назначало адвоката и оплачивало его работу из бюджетных средств.
До тех пор, пока с оплатой было трудно ( размер был мизерным и нерегулярным), споров по данному вопросу не возникало. Большинство членов адвокатского сословия выполняло данную работу как свою гражданскую миссию, принятую на себя одновременно со статусом адвоката.
Затем ситуация изменилась в лучшую сторону и работа по назначению стала весьма прибыльным делом, но правда только в тех случаях, когда один и тот же адвокат умудрялся проводить десяток таких дел за день. Это происходило с теми адвокатами, которые имели старые или наладили новые связи со следователями, которые, минуя руководителя адвокатского образования, лично назначали знакомого адвоката для ведения дела. Это было выгодно всем. Следователю тем, что «знакомый» не ставил ему препятствий при ведении дела, и он без лишних усилий направлял дело в суд, адвокату тем, что у него появлялся небольшой, но относительно стабильный заработок. Хотя, почему небольшой, в некоторых случаях достаточно приличный. Качество оказываемой помощи при этом оставляло желать лучшего. Бывали случаи, когда следователь сам, без адвоката, проводил следственные действия с обвиняемым, а адвокат подъезжал позже и подписывал протоколы уже проведённых следственных действий и получал причитающуюся ему оплату от государства.
В народе за такими адвокатами закрепилось хлёсткое название - «ментовские адвокаты». Сразу оговорюсь, что никоим образом не желаю затронуть честь добросовестных сотрудников правоохранительных органов, все они и их работа заслуживают уважения, но народ избрал такой вот термин, против народа не попрёшь.
В этот момент возникло ощущение необходимости регулирования данного процесса. И оно казалось оправданным. У одних оно было вызвано желанием перераспределения финансовых средств, отпускаемых государством на эти нужды, у других - желанием обеспечить более качественную помощь нуждающимся в ней.
Оба желания вполне объяснимые, а вот насколько необходимым является административное регулирование этими процессами, предлагаю рассмотреть далее.

Эффективность любого административного регулирования зависит от правильности принимаемых решений. Это аксиома.
Есть легенда о том, как царь Соломон (третий еврейский царь, легендарный правитель объединённого Израильского царства в 965-928 до н.э.) показал, что он может управлять солнцем. Он просто отдал ему приказ утром подняться со стороны востока, и оно, действительно, там взошло.
О чём это говорит? О могуществе? Нет - это говорит о мудрости Соломона. Он отдал распоряжение, которое должно было исполниться естественным образом. Это пример эффективного управления, когда не нужно вмешиваться в регулируемые естественным путём механизмы.

Есть другие примеры, когда не стоит вмешиваться в хорошо отлаженные механизмы.

Всем известно движение на перекрёстках, регулируемых с помощью светофоров. Часто наблюдаемый мной факт: – пока работает светофор, всё движение через перекрёсток происходит ритмично, согласуясь с его сигналами. Но вот на том же перекрёстке ставят регулировщика и что мы видим – затор, пробка.
Почему, спросите вы. Отвечаю, он отдаёт предпочтения. Свойство характерное только для человека. Ему кажется, что есть главное направление, движению по которому нужно отдать предпочтение, и в этом предпочтении он не соблюдает ту ритмичность, которая характеризует хорошо отлаженный светофор. Результат налицо.
В своё время на некоторых машинах в армии вешали памятку водителю – «Водитель, не мешай машине работать». По-моему, очень правильная памятка.

Теперь о механизмах регулирования отношений на рынке государственных юридических услуг, т.е. о теме статьи.
Я считаю в качестве таковых необходимо использовать вышеизложенные принципы организации управления, а именно вернуть хорошо отработанный старый механизм заблаговременного извещения руководителей адвокатских образований о планируемых назначениях и естественный механизм регулирования - репутационный.
Начну со второго.
К адвокату, который честно отрабатывает свои обязанности по назначению (нежеланный гость у следователя), никогда не приклеится оскорбительный ярлык.
Напротив, именно к такому впоследствии обращаются люди, как с воли, так и из мест заключения за помощью, и это называется приобретение репутации.
К такому адвокату с уважением относятся его процессуальные оппоненты. И именно такие адвокаты начинают доминировать на так называемом рынке государственных юридических услуг по назначению и необходимой юридической помощи за плату по договору.
Происходит эволюция, т.е. то, что созвучно законам природы и единению с ней. То есть это хорошо.
Теперь о первом.
Считаю, что назначение адвокатов по звонку, будь то следователя или судьи, унижает достоинство членов адвокатского сообщества. Даже в оплате содержится определение мотивации нашего труда - уважение. Гонорар - это слово обозначает плату за уважение. Возможность поднять адвоката среди ночи под страхом наказания, очевидно таковым не является.
И если звонок судьи происходит ещё в светлое время суток, то все так называемые назначения следователя в большинстве своём происходят именно ночью. Никто не ставит никаких заградительных фильтров между действительно неотложными следственными действиями и нерадивостью или злонамеренным поведением некоторых правоприменителей.
Полагаю, случаи ночных вызовов необходимо пресекать всем нашим сообществом сообща. Они не только не повышают авторитета нашей профессии в глазах наших оппонентов, но и нарушают права наших подзащитных. Руководство адвокатского сообщества для таких случаев совместно с руководителями правоохранительных органов должно разработать процедуру таких назначений, вынесение соответствующих постановлений или иных документов содержащих в себе мотивы проведения ночной работы, которые необходимо передавать назначенным адвокатам в качестве письменного обоснования их назначения. Это позволит упорядочить работу в ночное время и предоставит право требовать повышенного вознаграждения за этот труд.
Откуда деньги? Ну, во-первых, надбавки за сложность никто не отменял и ночная работа под эти условия, по моему мнению, попадает, а во-вторых, если слуги государевы закобенятся, можно использовать собственные ресурсы. Например, деньги, ежемесячно вносимые адвокатами за добровольный отказ от участия в делах по назначению.
Уверяю вас, эволюционные процессы возникнут и здесь.
Главное это то, что родится уважение к себе и окружающим и, как следствие, возродится институт репутации, и здоровая конкуренция приведёт к гармонии, как внутри адвокатского сообщества, так и в отношениях с нашими оппонентами.

Возврат к списку